Новости
Украинские 100x100

Украинская Баннерная Сеть
Украинские 100x100


на главную

назад

дальше

в начало рубрики
 
 
Убить "Динамо"

2 марта 2005

Охота на ведьм: чтобы отомстить братьям Суркисам, новое государство готово использовать «провокации Григоришина», внесудебные изъятие («печерское правосудие») и спецназ. Кто и почему хочет взять под свой контроль лучший футбольный клуб страны?

У новой власти имеется сразу три настоящих врага. И этого никто не скрывает. Виктор Медведчук, а также Григорий и Игорь Суркисы. Именно эти три фамилии являются самыми сильными раздражителями для части ближайшего окружения Президента Ющенко.

По умолчанию считается, что два первых персонажа (Медведчук и Суркис-старший) создавали «кланово-олигархическую» систему Леонида Кучмы. И, надо признать, что сегодня уже никто не хочет вспоминать о самом Леониде Даниловиче, а тем более о таких адептах прошлого режима как Виктор Янукович, Виктор Пинчук или Ринат Ахметов.

Игорь Суркис раздражает новую власть своей аполитичностью, родовой фамилией, а также тем, что единолично управляет «национальной гордостью» - ФК «Динамо» Киев.

Атака на братьев Суркисов, которая началась чуть более десяти дней назад, идет сразу по двум перспективным направлениям – силовые вторжения в облэнерго с последующей временной заменой топ-менеджмента предприятий, а также ангажированные судебные решения, направленные на спешное изъятие акций спортивного клуба «Динамо». Сразу скажем, что в подобной атаке имеется определенный смысл. В свое время братья, пользуясь доверительной близостью к президенту Кучме, быстро и не всегда прозрачно наращивали свои промышленные активы.

А уж когда Виктор Медведчук занял должность главы президентской администрации и формализовался в статусе «серого кардинала», «киевский клан» (иначе – «большая семерка») и вовсе стала ведущей финансово-политической группировкой, единолично устанавливающей правила игры. И эти правила, понятное дело, учитывали аппетиты и потребности только членов «семерки». Вчерашняя оппозиция (или сегодняшняя власть) в течение последних трех лет (с 2001 по 2004 годы) воевала только против киевского клана, изредка затрагивая интересы прочих фаворитских групп и ситуативных политико-экономических образований.

И вот сегодня, имея под рукой весь репрессивный аппарат государства, а, также получив прекрасный шанс пересмотреть правила игры в свою пользу, бывшая оппозиция решила безжалостно и показательно разрушить империю Суркисов. Не нам защищать эту некогда всесильную троицу. Правда, уже сейчас нас смущает два обстоятельства. Во-первых, новое государство (команда Ющенко), пользуясь постреволюционной эйфорией, пытается на полную катушку задействовать инструментарий государства прошлого (команда Кучмы).

А именно: силовой захват чужой собственности, правильное «поведение» ангажированных судей и даже «маски-шоу» (боевые спецподразделения, играющие на стороне одного из участников конфликта, врываются внутрь офисов оппонента и укладывают всех лицом вниз на землю). О чем это говорит? Увы, о том, что пока ничего не изменилось – в стране уже есть новые фавориты, которым все позволено и есть новые изгои, которых будут систематически уничтожать.

А как же закон? Возможно, с кланом Суркисов только так и нужно бороться (они ведь все это и придумали!). Но ведь известно, что, единожды отказавшись от законных (а потому длительных, нудных и слишком неоднозначных по итоговому результату) процедур, вернуться обратно в правое поле практически невозможно. Слишком велик соблазн и в дальнейшем решать «имущественные споры», прибегая к репрессивным возможностям государства – судам, милиции, фискальным органам и т.д.

Это ведь и есть пресловутая «административная конкуренция» (прав тот, кто занимает более высокую государственную должность), порождающая коррупцию, о которой столько говорилось до и во время Помаранчевой революции. Во-вторых, атака на Суркисов выглядит явно сырой и спекулятивной, а потому легко прослеживаются не только исполнители «заказа на убийство бизнеса», но и его заказчики.

Попутно заметим, что на авансцену «больших корпоративных войн» уже выходит один из самых серьезных игроков, который намерен с одной стороны, уничтожить (материально) всех олигархов эпохи Кучмы, а с другой стороны – установить новые правила игры, которые выгодны, прежде всего, ему самому. Этот большой игрок не носит фамилию президента Ющенко или премьера Тимошенко. Кто же сегодня воспроизводит в Украине российские силовые сценарии перераспределения собственности?

Психическая атака

18 февраля 2005 года вице-премьер Николай Томенко делает сенсационное заявление о том, что «бренд ФК Динамо (Киев) явно был недооценен во время приватизации». Уже одного этого было достаточно, чтобы ожидать мошной атаки на известный спортивный клуб. Чуть позже Томенко уточнил: правительство намерено создать «реестр предприятий, недооценных в процессе приватизации. И если в первый пул предприятий, возвращаемых в госсобственность, «Динамо» (Киев) не попадет, то во втором точно будет».

Казалось, собственники «Динамо» получат двухмесячную передышку и сумеют подготовиться к затяжным юридическим баталиям. Само же государство, если оно не намерено разрушать ФК Динамо (в чем никто не сомневается), заинтересовано было в использовании бережных и аккуратных технологий.

И чтобы корректно «вернуть футбольный клуб в госсобственность» (если это, конечно, позволяет закон), команда потенциальных реприватизаторов должна была выполнить ряд обязательных процедур. Тщательно изучить историю становления акционерного общества «ФК Динамо (Киев)» (кто, как и когда создавал АО и можно ли акционирование вообще считать приватизацией государственной собственности).

Детально прояснить условия акционирования клуба физическими и юридическими лицами (уставный фонд, паи, финансовые обязательства) в далеком 1993 году. Скрупулезно посчитать доходную и расходную часть клуба за последние тринадцать лет. Разобраться в инфраструктуре клуба (что есть на балансе и кому эта собственность принадлежит).

Наконец, «правительственная команда», которая приступит к изучению состояние дел в ФК Динамо, уже должна предложить общественности новую модель управления спортивным клубом и наглядно показать - кто, как и почему будет временно управлять экспроприированным хозяйством. Ведь Динамо не может перестать играть в футбол. Пока ничего этого сделано не было.

Тем не менее, атака все равно началась. 21 февраля свое слово сказал Печерский районный суд города Киева, молниеносно наложивший арест на пакет акций киевского футбольного клуба «Динамо» по иску международной компании Pacific International Sport Clubs Ltd (PISCL), владеющей 0,1% акций.

И хотя решение Печерского райсуда отправляет нас обратно в эпоху Леонида Кучмы (когда судьями часто принимались спекулятивные решения в пользу заинтересованного и влиятельного лица), государство не вмешалось в «спор хозяйствующих субъектов» и не навело правовой порядок. Сначала – оно просто растерялось («кто же посмел начинать экспроприацию без нас?»). А потом и вовсе успокоилось, когда выяснило, что у атаки все же имеется «свой» (высокопоставленный) заказчик. А вот в роли исполнителя заказа выступил небезызвестный российский спекулятивный бизнесмен Константин Григоришин.

Здесь стоит сделать одну существенную оговорку. Томенко и Григоришин между собой никак не связаны. Не связаны также их намерения, действия и слова. Более того, пока вице-премьер пытался собрать хоть какие-то документы и прояснить ситуацию, Григоришин умело нанес мощный удар по владельцам «Динамо» и перехватил инициативу у Николая Владимировича. По существу, бизнесмен-чужестранец блестяще решил сразу две ключевые задачи.

Первая и очевидная: он явно сыграл на опережение. Григоришин хотел застолбить за собой место главного реприватизатора активов братьев Суркисов и сделал это. Вторая и более важная: Григоришин замаскировал свои корыстные намерения под возможные намерения… государства (столь неуклюже и преждевременно высказанные Томенко).

Таким образом, в общественное мнение, которое все еще остается прекрасно-оранжевым, была вброшена главная мысль: все, что делает Константин Иванович Григоришин направлено на благо новой власти и делается с благословения новой власти. Вот он ключевой мессидж неоднозначных и скандальных атак на «Полтаваоблэнерго», «Прикарпатьеоблэнерго» и «ФК Динамо».

Дальше – больше: Григоришин в своих многочисленных интервью явно интригует читателей/зрителей нескромными полунамеками на пересечение своих личных интересов с интересами ближайшего окружения президента и даже самого Ющенко. Однако на самом деле - и мы это еще раз повторим - заявления Томенко и действия Григоришина не являются звеньями одной большой игры. Мы имеем дело с двумя разными игровыми ситуациями, и при этом Григоришин явно опередил юное государство в своей неистовой борьбе против Суркисов.

А теперь самое интересное. Российский бизнесмен Григоришин, судя по всему, также не играет самостоятельно. Он всего лишь «публичный инструмент», которым пользуется «мистер Х» (большой игрок в команде Ющенко, который уже сейчас претендует на статус всесильного фаворита), чтобы укрепить свои позиции, прирастить собственную бизнес-империю и несколько снизить влиятельность двух других центров влияния (премьера Тимошенко и госсекретаря Зинченко).

Григоришин же, сам по себе, является скорее классическим бизнес-провокатором, который в нужное время должен сыграть роль «грязного громоотвода». Очевидно, что события на облэнерго (силовые захваты административных зданий с «маски-шоу») и ангажированное «печерское правосудие» вызовут таки недовольство как внутри Украины (разве мы не должны были избавиться от «родовых меток» эпохи Кучмы), так и у мировой элиты (а что это у вас автоматчики по городу за инвесторами бегают?). Очевидно также, что Григоришин через некоторое время исчезнет в неизвестном направлении – затаится в ожидании нового заказа на роль «бизнес-киллера» (разрушителя чужих бизнесов).

Собственность же Суркисов, минуя государственные закрома, перейдет в негласное ведение «Мистера Х» (пока еще не обозначаемого нами фаворита). Позволим себе сделать предварительный вывод. Заявления Томенко не имеют никакого отношения к действиям Печерского райсуда Киева и тем более к «боевой операции», развернутой Григоришиным. Сам Григоришин – всего лишь временное явление, задача которого смутить общественное мнение неправовыми действиями, запугать всех крупных собственников и любыми способами временно изъять собственность Суркисов.

Лучше – если это изъятие пройдет публично и абсолютно незаконно. И, наконец, самое важное: в самый разгар войны «Григоришин-Суркис» на подиум выходит новый главный арбитр – весь в белом и совсем пушистый. Григоришин исчезает, а арбитр объявляет о перечне «правил новой олигархии». Теперь он - главный в украинском крупном бизнесе. Еще раз подчеркнем, «мистером Х» никак не может быть президент Ющенко. Виктор Андреевич всегда ратовал за прозрачные и европейские правила игры. Что предполагает, в том числе и делегирование серьезных полномочий своим подчиненным. Вот почему новым арбитром будет не президент, а Некто из его ближайшего окружения.

О бренде, которого никогда не было…

А все-таки интересно, что именно собирается реприватизировать Николай Томенко? Ведь как таковой приватизации готового «спортивного актива» с развитой инфраструктурой и тем более бренда, не было. История Динамо совсем не похожа на историю «Криворожстали», которую приватизировали летом 2004 года на фальсифицированном тендере.

Что же происходило в начале 90-х голов со славным спортивным клубом «Динамо» (Киев)? Точно тоже, что и по всей стране – в начале перестройки у многих предприятий или общественных организаций старого (советского) образца вообще не было денег. И зарабатывать самостоятельно они их тоже не умели. Все еще советскому футболу срочно нужно было внедрять новые организационные и экономические формы. Футбольный клуб «Динамо» до 1990 года являлся частью Центрального Совета физкультурно-спортивного общества «Динамо», классической советской общественной организации, содержавшейся на многомиллионные государственные дотации. Спорт в СССР (особенно спорт высших достижений) всегда хорошо финансировался.

Но только не в 1990-91 годах, когда по всему Союзу уже начались необратимые процессы крушения последней тоталитарной империи. Оставшись совсем без денег, Центральный Совет (ЦС) общества Динамо решился таки на преобразования футбольного клуба в «коллективное предприятие» на хозрасчетной основе. Партнерами выступили несколько юридических лиц, а инициатором спасительного (как тогда казалось) преобразования являлся Валерий Васильевич Лобановский, всегда понимавший, что хороший футбол требует капитальных финансовых вложений. К началу 1992 года коллективное предприятие «ФК Динамо» юридически оформилось, а во главе КП встал Безверхий.

Однако новоиспеченному «юридическому лицу» так и не удалось превратиться в стабильно работающее предприятие, а потому материально-техническое положение футболистов с каждым месяцем катастрофически ухудшалось. Дошло до того, что в марте 1993 года команда, находившаяся на турнире в Швеции, не могла вернуться на родину из-за банального отсутствия денег на аэробилеты. Одним словом, ФК Динамо окончательно превратилось в классического банкрота, у которого совсем не было оборотных средств, но имелись большие долговые обязательства.

После чего Центральный совет «Динамо» аннулировал учредительный договор «коллективного предприятия» и выступил с инициативой преобразования КП в акционерное общество, но уже с другими юридическими и физическими лицами. В июне 1993 года такое АО и было создано. В качестве своей уставной доли, ЦС общественной организации Динамо внес в общий котел АО умирающий одноименный стадион, а также две спортивные базы – в Конче-Заспе и на Нивках.

По правде говоря, это, скорее, были деревянные бараки с протекающими крышами и не более того. Но собственность есть собственность – в течение нескольких лет базы были реконструированы и приведены в то аппетитное состояние, которое так соблазняет сегодня. Летом 1993 года АО переоформило на себя и все долговые обязательства предшественника, которые на тот момент составляли около 5 млн. долларов. С точки зрения сегодняшнего состояния украинской экономики – это сущие копейки. В точки зрения экономики начала 90-х – неподъемный груз, который сильно отпугивал само государство. Можно ли считать преобразование «коллективного предприятия» в акционерное общество (в котором принимали участие и братья Суркисы) приватизацией государственной собственности? Юридически – нет.

Политически (исходя из постреволюционных реалий марта 2005 года) – да. Отметим также, что в то время еще не существовало популярного нынче украинского бренда «Динамо» (Киев). Старый – советский – идейно-графический образ медленно умирал, почти полностью исчезнув из тогдашнего мирового футбола. Хозяйственный механизм совсем не работал – везде царила запущенность, накапливалась задолженность по зарплатам, технический персонал разбегался. Боеспособной команды как таковой не было. Для того чтобы встряхнуть клуб и сделать его конкурентоспособным хотя бы в Восточной Европе, нужны были большие инвестиции. Внутри страны очереди из желающих потратиться на футбол, не выстраивались.

Государство демонстративно самоустранилось от процесса реанимации национального футбола (и его понять можно – в украинских городах тогда даже света не было). Мощные зарубежные инвесторы в ту Украину совсем не думали входить. А ведь расходы на команду нужно нести каждый месяц. Какие это расходы? Создание и поддержание в надлежащем виде инфраструктуры (стадионы, базы, тренировочные поля). Выплата заработной платы (игрокам, тренерам, техническому персоналу). Развитие детско-юношеских футбольных школ. Содержание второй (дубль) и третей (юноши) клубных команд. Финансирование качественных тренировочных сборов и тренировочных турниров (в том числе и детских).

На все про все сегодня уходит примерно 1,2-1,6 миллионов долларов в месяц (в гривневом эквиваленте). Это, не считая того, что команда «Динамо» (Киев), играющая в хороший футбол на международных аренах, нуждалась в постоянной комплектации первоклассными легионерами, рыночная стоимость каждого из которых составляла от 500 тысяч до 8 миллионов долларов. Впрочем, покупка игроков – это все-таки единовременные траты. Куда важнее было наладить эффективное управление в клубе и бесперебойное финансирование текущих потребностей.

Тринадцать лет ежемесячных вложений выкатывает в серьезную итоговую сумму. И вряд ли можно говорить о том, что продажа трех футболистов – Андрея Шевченко, Кахи Каладзе и Сергея Реброва, - а также регулярное участие клуба в коммерческой Лиге чемпионов – покрывало все расходы АО. Нелепость? Безусловно. Но массовое сознание легко откликается на популистский лозунг – «где миланские деньги за Шевченко?» Считать потенциальные доходы всегда интереснее, чем подсчитывать реальные расходы.

Отметим, что сегодня в Европе практически нет прибыльных футбольных команд. За исключением английских «Манчестера Юнайтед», «Арсенала», итальянских «Ювентуса» и может быть «Милана» – все остальные клубы «играют в убыток». Скандалы, связанные с мнимыми и настоящими банкротствами ФК, периодически сотрясают такие популярные и денежные чемпионаты как немецкий (буквально, у нас на глазах умирает легендарная дортмундская «Боруссия»), итальянский (римский «Лацио» никак не может сбросить бремя непомерных долгов), испанский (мадридский «Реал» по-прежнему имеет ежегодное отрицательное сальдо в 25-35 млн. долларов).

А лондонский «Челси», патронируемый неунывающим российским олигархом Романом Абрамовичем, очередной финансовый год (2004) закончил с убытком в 88 млн. евро. Футбол все еще затратный, неприбыльный вид спорта. Тем более футбол на постсоветском пространстве. Где по-прежнему имеют место слабые чемпионаты, нет развитой футбольной инфраструктуры, а телевидение практически ничего не платит за трансляции.

Исходя из всего вышесказанного, позволим себе сделать еще один предварительный вывод. Скандал вокруг «Динамо» имеет не столько экономические, сколько сугубо спекулятивно-политические корни. Экономики тут действительно нет: клуб не выставлялся подобно «Криворожстали» на тендер с заведомо известным победителем, а желающих вкладывать в футбол деньги в далеком 1993 году практически не было.

А вот околополитических провокаций и попыток перераспределить чужой актив сколько угодно. Первый пласт скандала: нужно примерно наказать братьев Суркисов и ради этого можно пренебречь любыми юридическим процедурами и даже логикой становления ФК Динамо.

Второй пласт: через агрессивное и показательное перераспределение чужой собственности на «рынок влияния» выходит новая фигура. Безжалостная и бескомпромиссная. Эта фигура эффектно использует провокативный потенциал Константина Григоришина, и почти убедила общественность в целесообразности революционных экспроприаций. И все же – кто такой Григоришин?

Входящий в доверие

Константин Иванович Григоришин хорошо усвоил правила ведения информационно-судебных войн. Первое правило: нужно первым назвать черное белым и стоять на этой точке зрения до конца. При грамотной масс-медийной поддержке эта точка зрения станет правильной. Второе: важно найти мощного теневого покровителя. Обязательно располагающего административным ресурсом и пользующегося доверием первых лиц государства.

Третье: нужны «свои» судьи, способные в любое время суток молниеносно накладывать арест на имущество и блокировать апелляции противоположной стороны. В России подобное правосудие носит название «басманного» (по географическому расположению базового судебного органа). В Украине – такое правосудие уже можно называть «печерским». Четвертое: профессиональный блеф (когда корыстный интерес выдается за потребность новой власти) позволяет всегда держать инициативу в своих руках, а также собирать на низовом и среднем номенклатурном уровне ситуативные союзы по принципу «против кого дружим сегодня».

Григоришин умело маскируется. Так, в России он выдает себя за влиятельного украинского бизнесмена, имеющего доступ к любым структурам власти и способным формировать лобби не только в законодательных органах, но и в отраслевых министерствах. Сегодня Григоришин как бы намекает, что после Помаранчевой революции его возможности только возросли.

Напомним, что в самой России сегодня все еще случаются большие корпоративные конфликты – команда президента Путина (теневыми лидерами этой команды являются заместители главы президентской администрации Игорь Сечин и Виктор Иванов) уже три года занимается переформатированием крупной чужой собственности. Фавориты Путина создают так называемые «экспансионистские бригады», которые на начальном этапе, умело провоцируют отрасль, пугают внутренних игроков, вынуждают инвесторов искать новую административную «крышу» (кстати, такую «крышу» можно найти только в… Кремле). На заключительном этапе новоиспеченная крыша предлагает инвесторам играть по новым правилам. Проще говоря, собственность переходит под контроль путинских фаворитов.

Так вот, Григоришин изредка участвовал в работе подобных бригад – он, конечно, не имеет доступа в Кремль, но часто выступает в роли спекулятивного провокатора. Его задача – испугать, отвлечь внимание от настоящих игроков. Константин Иванович хорошо знает, что такое спекулятивная публичная атака на тот или иной рыночный сектор. Нечто подобное Григоришин воспроизводит сегодня в Украине. Правда, иногда его заносит.

Так, в свое время, прикупив несколько российских генерерирующих энергокомпаний, Константин Иванович попытался бросить вызов самому Анатолию Борисовичу Чубайсу. Не получилось. Тем не менее, Григоришин периодически играет по-крупному: выдавая себя за украинского бизнесмена со связями и влиянием (сегодня он рекламирует себя в качестве потенциального посредника, пользующегося доверием у ряда ключевых фигурантов новой правящей команды), он пытается силовым методом набрать побольше чужой собственности. Чтобы потом отдать ее теневому заказчику нынешней войны.

Когда же Григоришин появляется в Украине, он резко меняет собственный образ и выступает уже в качестве влиятельного российского бизнесмена, за которым стоять большие инвестиционные деньги и который якобы может обеспечить теневой доступ в Кремль своим новым партнерам. Об этом, кстати, К.И. активно нашептывает на ушко своему нынешнему административному покровителю.

А кто же на самом деле это виртуозный игрок? Ничего серьезного. Он всего лишь соавтор классических «силовых способов» поглощения чужой собственности (волна подобных «маски-шоу» в конце 90-х годов захлестнула Россию – вспомним «алюминиевые», «металлические», «лесные» и прочие войны) и владелец некоторого числа оффшорных компаний. Он всегда имеет немножко собственности в чужом бизнесе и при необходимости играет роль неутомимого миноритария, требующего восстановить «справедливость».

До ноября 2001 года под влиянием Григоришина в Украине находилось 16 облэнерго, завод «Днепросцецсталь», Запорожский завод ферросплавов, Запорожский трансформаторный завод, банк «БИГ-Энергия» и еще кое-какая мелочь. Но так во всех этих активах Константина Ивановича привлекала не столько возможность развития бизнеса, сколько возможность для шантажа – он постепенно переуступил часть собственности своим оппонентам. И исчез.

Чтобы объявится в самый разгар Помаранчевой революции. Между прочим, в облэнерго у Григоришина уже нет 40% акций. 20-процентный пакет Константин Иванович продал более чем за 100 млн. долларов… Игорю Коломойскому – продал кулуарно. На что же тогда претендует сегодня Григоришин и зачем ему втягивать в грязный скандал Коломойского? А это уже отдельная большая тема.

Григоришин медленно и вкрадчиво входит в доверие – он изящно играет на кулуарных противоречиях. Правда, если бы в окружении Ющенко не нашелся новый покровитель, у Григоришина ничего бы не получилась.
Вопрос не в том, прав Игорь Суркис (в случае с Динамо), Григорий Суркис (в случае с облэнерго) или Константин Григоришин (в обоих случаях).

Вопрос в том, по каким все же правилам собирается играть новое украинское государство. Любые изъятия собственности – тем более что все без исключения приватизационные процессы в Украине имели нечистую «историю» - можно проводить только в рамках определенных юридических процедур – это гарантирует стабильность рыночного пространства и приоритет прав инвесторов. Правда, сам Григоришин прямо намекает на то, что на данном этапе развития украинского государства вполне можно поменять законодательную базу и провести масштабную национализацию. Заманчивая, конечно, идея.

Но дело в том, что если даже проевропейское государство (каким его пытается сделать Виктор Ющенко) проигнорирует общепринятые правила игры в Европе и проведет таки «революционную национализацию», у следующих правительств всегда будет соблазн запустить процедуру «пересмотра итогов прошлого пересмотра» еще раз. А потом еще раз. Но Григоришин понимает, что делает. Он втягивает пока еще неопытное государство в крупную аферу, в результате которой Константин Иванович надеется стать одним из «своих» для некоторых членов правящего клана. И по возможности превратиться в нового теневого бизнес-фаворита.

Пока можно говорить только о том, что, либо власть пребывает в растерянности и не понимает, что надо делать с крупным бизнесом. Либо часть новой власть намеренно затеяла «грязный» передел чужой собственности для того, чтобы выдавить всех старых игроков (фаворитов Кучмы) из страны и укрепить собственные бизнес-позиции перед приходом в страну прозрачных инвесторов с Запада/Востока.

А так как провернуть подобную интригу от своего имени авантюрная часть новой правящей команды не может (президент Ющенко неоднократно подчеркивал приоритет права), нужен был идеальный исполнитель. Так появился якобы всесильный нынче Григоришин – именно он должен грязно (при помощи «печерского правосудия» или автоматчиков) забрать собственность и… уйти, предварительно передав эту собственность настоящему заказчику большого передела.

За небольшие – чисто формальные - деньги. Однако заметим, что эта игра очень сильно смахивает на игры эпохи раннего Кучмы. Во-вторых, а кто сказал, что Григоришин спокойно уйдет с привлекательных украинских рынков? В-третьих, кто же все-таки такой Петр Алексеевич Порошенко? Кем он становится после Помаранчевой революции…

Владимир Воланин, "Українська газета"


на главную

назад

дальше

в начало рубрики


Украинская Баннерная Сеть
Rambler's Top100
¶гаЭРЫ "ІЮЪагУ бТХвР"

Web-KatoK TOP100!
Hosted by uCoz